Подготовка к ЕГЭ по литературе

Определение жанровой принадлежности того или иного произведения

АВТОР

НАЗВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

ЖАНР

Н.М.Карамзин

«Бедная Лиза»

повесть

Д.И. Фонвизин

«Недоросль»

комедия

В.А. Жуковский

«Светлана»

баллада

«Невыразимиое»

элегия

«Тургеневу, в ответ на его письмо»

послание

А.С. Грибоедов

«Горе от ума»

комедия

А.С. Пушкин

«К Чаадаеву»

послание

«В Сибирь» («Во глубине сибирских руд…»

послание

«Кавказский пленник»

поэма

«Капитанская дочка»

роман

«Медный всадник»

поэма

«Цыганы»

поэма

«Повести Белкина» («Метель», «Выстрел», «Станционный смотритель», «Гробовщик»  «Барышня-крестьянка»)

цикл повестей

«Пиковая дама»

повесть

«Дубровский»

повесть

«Евгений Онегин»

роман в стихах

М.Ю. Лермонтов

«Песня про… купца Калашникова»

поэма

«Мцыри»

поэма

«Герой нашего времени»

роман

«Невский проспект»

повесть

«Нос»

повесть

Н.В. Гоголь

«Ревизор»

комедия

«Шинель»

повесть

«Мертвые души»

поэма

А.Н. Островский

«Гроза»

драма

«Снегурочка»

пьеса-сказка

«Свои люди - сочтёмся»

пьеса

И.С. Тургенев

«Отцы и дети»

роман

«Записки охотника»

цикл рассказов

 

«Памяти Вревской», «Два богача»

стихотворения в прозе

И.А. Гончаров

«Обломов»

роман

Н.А. Некрасов

«Кому на Руси жить хорошо»

поэма

М.Е. Салтыков-Щедрин

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Богатыри», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь»

сказки

«История одного города»

роман

Л.Н. Толстой

«Война и мир»

роман-эпопея

«После бала»

рассказ

«Севастопольские рассказы» (трилогия)

рассказы

Ф.М. Достоевский

«Преступление и наказание»

роман

Н.С. Лесков

«Очарованный странник»

повесть

А.П. Чехов

«Студент», «Ионыч»,  «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон»

рассказы

 

«Вишневый сад»

комедия

И.А. Бунин

«Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Лёгкое дыхание»

рассказы

М. Горький

«Старуха Изергиль»

рассказ

«Фома Гордеев»

повесть

«Макар Чудра»

рассказ

«На дне»

драма

А.И.Куприн

«Олеся»

повесть

«Поединок»

повесть

«Гранатовый браслет»

рассказ

Л.Н.Андреев

«Иуда Искариот»

повесть

«Жизнь Василия  Фивейского»

повесть

А.А. Блок

«Двенадцать»

поэма

В.В. Маяковский

«Облако в штанах»

поэма

«Про это»

поэма

«Во весь голос»

поэма

С.А. Есенин

«Анна Снегина»

поэма

«Чёрный человек»

поэма

А.Н.Толстой

«Петр Первый»

роман

А.А. Ахматова

«Реквием»

поэма

М.А. Шолохов

«Тихий Дон»

роман-эпопея

«Судьба человека»

рассказ

«Донские рассказы»

сборник рассказов

М.А. Булгаков

«Белая гвардия»

роман

«Мастер и Маргарита»

роман

А.Т. Твардовский

«Василий Теркин»

поэма

В.В.Набоков

«Машенька»

роман

Б.Л. Пастернак

«Доктор Живаго»

роман

А.П. Платонов

«Котлован»

повесть (антиутопия)

«Юшка»

рассказ

«Возвращение»

рассказ

А.И. Солженицын

«Матренин двор»

рассказ

«Один день Ивана Денисовича»

повесть

Ф.А.Абрамов

«Братья и сёстра»

роман

«Алька»

рассказ

Ч.Т.Айтматов

«Плаха»

роман

В.П.Астафьев

«Царь-рыба»

повесть, глава «Царь-рыба»

«Прокляты и убиты»

роман

«Печальный детектив»

роман

«Последний поклон»

повесть

«Фотография, на которой меня нет»

рассказ

«Людочка»

рассказ

В.И.Белов

«Скворцы»

рассказ

«Кануны»

роман

В.В.Быков

«Сотников»

повесть

«Обелиск»

повесть

Б.Васильев

«А зори здесь тихие»

повесть

«В списках не значился»

повесть

«Не стреляйте в белых лебедей»

роман

С.Д.Довлатов

«Чемодан»

сборник рассказов

В.П.Некрасов

«В окопах Сталинграда»

повесть

В.Г.Распутин

«Уроки французского»

повесть

«Прощание с Матёрой»

повесть

«Живи и помни»

повесть

«Последний срок»

повесть

«Не могу-у…»

рассказ

Ю.В.Трифонов

«Обмен»

повесть

В.М.Шукшин

«Билетик на второй сеанс», «Калина красная», «Алёша Бесконвойный», «Чудик», «Одни»

рассказы

Литературные направления: писатели и поэты

направление

отличительная черта направления

ФИО писателя или поэта

особенности стиля поэта или писателя, творчество которого относится

к данному направлению

1. Классицизм

Изображение человека главным образом со стороны его обязанностей перед государством

М.В.Ломоносов

  1. Идея «просвещенного абсолютизма», под которым понимается такой тип государственного правления, при котором развитие государства зависит только от воли и разума самого монарха. На него не влияют ни Церковь, ни дворянство.
  2. Стремление к разделению литературных произведений на жанры.

2.

Сентиментализм

Изображение личной жизни человека, его задушевных чувств

Г.Р.Державин

  1. В центре изображения — повседневная жизнь простого человека, его личные душевные переживания, его чувства и настроения.
  2. Творчество Державина является предвестником реализма в русской литературе

Н.М.Карамзин

Повесть «Бедная Лиза» - образец русского сентиментализма.

  • Раскрытие особенностей личной интимной жизни человека;
  • Культ чувств, сердечности, трогательной чувствительности;
  • Ориентация на изображение «обычной» личности, имеющей своё достоинство и стремление к её раскрепощению;
  • Противопоставление природы и ее чистоты порокам общества

3. Связь классицизма и реализма

 

Д.И.Фонвизин

  • Творчество Фонвизина несёт в себе черты, противоположные русскому сентиментализму в литературе XVIII века.
  • Его творчество проникнуто духом политической борьбы и стремлением к свободе.
  • Основные идеи творчества Фонвизина:
  • критика дворянского общества и его бездеятельности невежества;
  • требование от дворянства подъёма политической сознательности и активности;
  • указание на крупные недостатки в воспитании и культуре дворянства;
  • пропагандирование борьбы с крепостничеством;
  • включает в себя элементы и классицизма, и реализма, которые тесно переплелись во всём творчестве Фонвизина

4. Зарождение черт реализма

 

А.Н.Радищев

  • гипертрофированность переживания, что отражает черты сентиментализма;
  • хаотичность, постоянное изменение переживаний, впечатлений и настроений героя, что давало возможность без внешних средств сюжетности обеспечить движение в произведении, и эта особенность ярко проявилась в литературе критического реализма

5. Романтизм

Романтики интере-

совались душеной жизнью человека, миром его чувств и страстей, наделяли своих героев чувствами и страстями исключительной силы , ставили их в необычные условия

В.А.Жуковский

  • романтическое двоемирие, то есть противопоставление печальной действительности идеального мира, созданного в стихах, и этот мир — либо мир прошлого, либо неведомые миры других стран;
  • использование сюжетов народного творчества, сказок, преданий и легенд, которые также противопоставляются миру реальности;
  • использование в лирике фантастики, таинственности, волшебства, которое противопоставлено всему обыденному;
  • создание идеального мира с целью возможности мечтать и надеяться на счастье и любовь, блаженство и покой;
  • достижение сильного, ярко выраженного психологизма в творчестве через раскрытие не только внутреннего мира другого человека, но и своего собственного;
  • философичность, личные переживания автора о вопросах мира, счастья и т.п.

А.С.Пушкин («южный» период творчества»

  • Пушкина- романтика возмущало не только отсутствие свободы в самодержавном государстве , его отталкивала душевная мелкость общественных верхов;
  • на первый план у Пушкина-романтика выдвигалась тема любви с её принципиальным психологизмом (философия страстей. С представлением о страсти у Пушкина связаны образы пламени);
  • "Песнь о вещем Олеге": не только использовано летописное предание и блестяще нарисована эпоха древнегреческого язычества, но и взят явно романтический сюжет чудесного таинственного предсказания. Здесь у Пушкина появляется тема поэта-пророка, не подчиняющегося никакой земной власти, наделённого силой безошибочного предвидения, которое выделяет его из среды обыкновенных людей;
  • Прекрасны морские пейзажи Пушкина-романтика «К морю»). Пушкин видел в море воплощение непокорности и бунтарства. Недаром в его стихотворении "Узник" орёл, стремящийся на волю , звал поэта улететь "туда , где синеют морские края";
  • Южные поэмы: "Кавказский пленник", «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы». Герои поэмы отмечены романтической исключительностью, а их предыстория отличается намеренно созданной поэтом неясностью.

М.Ю.Лермонтов (раннее творчество)

  • Романтические поэмы «Мцыри» и «Демон.
  • В романтическом творчестве Лермонтова ярко выделяются две основные тенденции: это романтическое отрицание действительности, наиболее сильно отражённое в «Демоне» и стремление к идеалу, и вера в лучшую жизнь, отражённая в поэме «Мцыри».

К.Рылеев

идейное содержание прогрессивного романтизма наиболее полно выразилось у поэтов-декабристов (К. Рылеева, А. Бестужева, А. Одоевского и др.), в ранних поэмах Пушкина и у Лермонтова.

Н.В.Гоголь

«Вечера на хуторе близ Диканьки»:

  • реальная жизнь народа имеет черты поэзии, устремления к прекрасному и возвышенному;
  • прозе и неустроенности жизни противопоставляется идеальный мир;
  • используются сказочные сюжеты;
  • реальность переплетается с вымыслом, а эпическое с лирическим

М.Горький (раннее творчество)

В рассказах “Макар Чудра”, “Старуха Изергиль”, “Песня о Буревестнике” песни и легенды о смелости, силе духа, свободе представлены повествованиями умудренного жизненным опытом старого цыгана Макара Чудры, молдаванки Изергиль, крымского чабана Надыр-Рагим-оглы.

6. Реализм

Изображение человека разносторонне. Писатели рисуют типичные характеры и показывают при этом, в каких общественных условиях формировался тот или иной герой произведение. Это умение дать типические характеры в типических обстоятельствах и является главной чертой реализма

А.С.Грибоедов

  • Комедия «Горе от ума» включает в себя черты классицизма (единство места и времени,
  • пятиактное строение пьесы, деление героев на положительных и отрицательных, «говорящие» фамилии персонажей),
  • черты романтизма (противопоставление героя всему окружающему обществу, приподнятость над бытом, вера в силу убеждения, возвышенность и мечтательность натуры, ощущение одиночества в конце комедии, использование дорожной темы в комедии) и
  • черты реализма: отсутствие единства действия (одновременное развитие двух драм героя и двух параллельных сюжетных линий), вставные элементы, не имеющие прямого отношения к действию пьесы (рассказ Фамусова о Максиме Петровиче), отсутствие дидактизма, свойственного классицизму, так как порок и невежество не наказаны, а добродетель не восторжествовала в конце пьесы, большое количество действующих лиц (25), при этом 15 из них являются несценическими (то есть не появляются на сцене), в то время как в классической пьесе присутствуют не больше 7-8 сценических персонажа.

А.С.Пушкин

Утверждение в литературе критического реализма. Широта охвата действительности и глубина проникновения в неё, раскрытие противоречий общественной жизни, всестороннее раскрытие человеческого характера, критика современности в согласии со взглядами народа и указание перспектив развития общества — всё это характерные черты пушкинского реализма

М.Ю.Лермонтов

Роман «Герой нашего времени» - это синтез романтизма и реализма:

  • Романтическая необычность героя, доминирование повышенного интереса к психологии личности, истории её становления и развития, романтические происшествия с героем, лирическая окраска пейзажа, общий романтический колорит — признаки романтизма.
  • Протест против реалий действительности русской жизни выражается не через символ демона, присущий личности, а через саму личность, её характер, психологию, историю развития — это признаки реализма.

Н.В.Гоголь

«Петербургские повести»: разрабатывается метод реализма

«Мёртвые души»: широчайшее изображение уездной помещичье-чиновничьей России и «маленького человека», жителя петербургских углов.

И.А.Гончаров

  • Широкая эпичность, так как события, описываемые в романе, развиваются в течение 37 лет;
  • Неторопливость, постепенность развития действия, что позволяет с большей полнотой проникнуть в суть характера главного героя и выведенного на основе его образа понятия «обломовщина»;
  • Внутренний драматизм и др.

А.Н.Островский

  • Через раскрытие семейных отношений автор раскрывает общие человеческие пороки;
  • Развитие конфликта двух «партий»: старших и молодых, богатых и бедных, своевольных и покорных и т.п.
  • Этот конфликт является одним из центральных в драматургии Островского

И.С.Тургенев

  • Анализ психологии и характера главного героя;
  • Раскрытие сути конфликта;
  • Отражение многих черт и примет современной автору эпохи

Н.А.Некрасов

«Кому на Руси жить хорошо»

Раскрываются все грани и стороны русской действительности пореформенного времени

М.Е.Салтыков-Щедрин

Роман «Господа Головлёвы» - вершина русского реализма, так как отражает русскую действительность второй половины XIX века через описание семьи, которая переживает кризис семейных отношений.

Н.С.Лесков

  • Освещение злободневных тем:
  • угнетение крестьянства,
  • быт простого народа и невозможно тяжелые условия жизни крестьян;
  • ликвидация привилегий дворянства и др.

 

 

Ф.М.Достоевский

  • особое место монолога, который призван помочь самораскрытию героев, обнажая их объективную натуру;
  • использование приемов реализма (реалистичность страданий и картин жизни),
  • глубокий психологизм, психологический анализ личности, характеров и поступков героев.

Л.Н.Толстой

  • текучесть человека», динамика характера, «диалектика души»1-вот то, что стоит в центре внимания Толстого-психолога;
  • Горький говорил о Толстом, что произведения его «написаны со страшной, почти чудесной силой». Эта сила изображения жизни определяется непревзойдённым реализмом творчества Толстого;
  • стремлением Толстого к реализму объясняется и то, что Толстой беспристрастно указывает недостатки в характере даже любимых героев. Он не скрывает, например, что Пьер Безухов с головой бросался в безудержный разгул, что Наташа изменила князю Андрею и т. п.
  • стремление к глубочайшей жизненной правде вплоть до «срывания всех и всяческих масок» - основная черта художественного реализма Толстого.

 

 

А.П.Чехов

  • Это художник иной эпохи и иного реализма, сказавший важные слова: «Мы все народ». Потому и «типы», характеры у него другие — емкие, построенные на неожиданных контрастах, смелом смешении разных красок, положительных и отрицательных черт, из которых и состоит обычно реальный человеческий характер с его «текучестью».
  • Его художественное мастерство прозаика бесспорно, однако о нем с полным основанием говорили: «У Чехова за жизнью, как он ее рисует, вы не видите искусства».
  • Для Чехова это не только собственный творческий принцип, но и свойство всякой подлинной, чуждой претензий литературы Чеховские «художественные воспроизведения» иногда были беспощадны («Крыжовник», «Человек в футляре», «Ионыч», «Палата № 6»), иногда доброжелательны («Душечка», «Невеста», «Дама с собачкой»), но они всегда художественны и поэтому всегда правдивы; в них тогдашняя Россия вошла во всей ее многоликости и неизменно узнавала себя.
  • «В рассказах Чехова, хоть в каком-нибудь из них, читатель непременно увидит себя и свои мысли», — говорил Толстой.
  • Чехов — признанный мастер «малых» прозаических форм — рассказа и повести, его достижения и открытия в этой сфере позволили ему создать новаторские пьесы, где зрячая критика общественных и людских недостатков сочетается с поэтичностью, лирической смелостью и глубиной.

Символизм:

 

«Старшие символисты»

 

 

 

«Младо-

символисты»

течение, при котором символ (см. Символ) является основным приемом художественной изобразительности для художника…

Д. Мережковский

З. Гиппиус

Ф. Сологуб

И. Анненский

В. Брюсов

К. Бальмонт

Основные принципы символизма:

  • символ — главное средство передачи созерцаемых тайных смыслов;
  • ориентация на идеалистическую философию и мистицизм;
  • предпочтение лирических стихотворных жанров;
  • собственное мифотворчество;
  • ценность свободной интуиции творца; идея изменения мира в процессе творчества;
  • искусство как интуитивное постижение мира.

 

А. Блок

А. Белый

В.Иванов

Эллис

Акмеизм

одно из модернистских течений в русской поэзии 1910-х годов, сформировавшееся как реакция на крайности символизма.

 

 

 

Н.С.Гумилев

А. А.Ахматова (раннее творчество)

О.Э.Мандельштам

Основные принципы акмеизма:

  • освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности;
  • Самоценность отдельной вещи и каждого жизненного явления;
  • отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности;
  • стремление придать слову определенное, точное значение;
  • предметность и четкость образов, отточенность деталей;
  • обращение к человеку, к «подлинности» его чувств;
  • перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».

 

Футуризм:

 

Кубофутуризм

 

 

 

 

 

 

Эгофутуризм

 

 

 

 

«Мезонин поэзии

 

 

«Центрифуга»

общее название художественных авангардистских движений 1910-х - начала 1920-х годов 20 века прежде всего в Италии и России.

Давид Бурлюк, Василий Каменский, Велимир Хлебников, Алексей Крученых, Владимир Маяковский

Основные признаки футуризма:

  • бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;
  • отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее;
  • бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;
  • поиски раскрепощенного «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка;
  • культ техники, индустриальных городов;
  • пафос эпатажа.

Игорь Северянин, Василиск Гнедов, Иван Игнатьев

Рюрик Ивнев, Сергей Третьяков, Константин

Николай Асеев, Борис Пастернак, Семен Кирсанов

Имажинизм

литературно-художественное течение, возникшее в России в первые послереволюционные годы на основе литературной практики футуризма. Имажинисты подражали футуристическому эпатажу публики, но их давно уже не новые «дерзости» носили театрально-наивный, если не откровенно вторичный, характер.

В. Шершеневич, А. Мариенгоф, Р. Ивнев,

С. Есенин, художник

Б. Эрдман

Основные признаки имажинизма:

  • главенство «образа как такового»; образ — максимально общая категория, подменяющая собой оценочное понятие художественности;
  • поэтическое творчество есть процесс развития языка через метафору;
  • эпитет есть сумма метафор, сравнений и противоположений какого-либо предмета;
  • поэтическое содержание есть эволюция образа и эпитета как самого примитивного образа;
  • текст, имеющий определенное связное содержание, не может быть отнесен к области поэзии, так как выполняет скорее идеологическую функцию; стихотворение же должно представлять собой «каталог образов», одинаково читаться с начала до конца.

Хронотоп

Художественное время и пространство иногда называют хронотоп, от двух слов греческого языка “хронос” — время и “топос” — место. Хронотоп в современном литературоведении чаще всего понимают, как пространственно-временную модель конкретного произведении.

Образы художественного времени

образы художественного времени

краткая характеристика

примеры

биографическое

Детство, юность, зрелость, старость

«Детство», «Отрочество», «Юность» Л.Н.Толстого

историческое

Характеристика смены эпох, поколений, крупных событий в жизни общества

«Отцы и дети» И.С.Тургенева

космическое

Представление о вечности и вселенской истории.

«Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова

календарное

Смена времени года, будней и праздников

Русские народные  сказки

суточное

День и ночь, утро и вечер

рассказ «Один день Ивана Денисовича» А.И.Солженицына

Встречается в лирике и полное отсутствие значимого образа времени, как, например, в стихотворениях Лермонтова «И скучно и грустно» или Тютчева «Волна и дума» — временную координату таких произведений можно определить словом «всегда». Бывает, напротив, и очень острое восприятие времени лирическим героем, что характерно, например, для поэзии И. Анненского, о чем говорят даже названия его произведений: «Миг», «Тоска мимолетности», «Минута», не говоря уже о более глубинных образах.

Типы художественного времени

тип

краткая характеристика

примеры

линейное

соответствует прошлому, настоящему и будущему, события непрерывны и необратимы

«Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю…» А.С. Пушкина

циклическое

события повторяются, происходят в течение циклов — суточного, годового и т.д.

поэма «Труды и дни» Гесиода№

«замкнутое»

ограниченное сюжетными рамками

Рассказ «Муму» И.С. Тургенева

«открытое»

включенное в конкретную историческую эпоху

роман-эпопея «Война и мир» Л.Н. Толстого

Вопросы

ВОПРОС

ОТВЕТ

1

Укажите род литературы

эпос, или драма, или лирика

2.

Как называются устойчивые сочетания, например «дважды убить нельзя»?

афоризм

3.

Каким термином принято называть устойчивые словосочетания слов, смысл которых может быть идентичен значению одного слова?

фразеологизм

4.

Как в литературоведении называются имена героев, отражающие особенности их личности и характера?

говорящие

5.

Как в литературоведении называется авторское указание на жесты, мимику, интонацию, движения актёров в драматическом произведении?

ремарка

6.

Речь героев может сопровождаться комментарием автора. Как называются  авторские комментарии в драматургии?

ремарки

7.

Как называется описание внутреннего убранства  помещения, характеризующее героя?

интерьер

8.

К какой разновидности лирики относится стихотворение, в основе которого размышление о смысле человеческой жизни?

философская

9.

Как называется разновидность лирики, воссоздающей картины природы

пейзажная

10.

Как в литературоведении называется сочетание строк, скреплённых общей рифмовкой и интонацией?

строфа

11.

Как называется развёрнутая реплика героя в драматическом произведении?

монолог

12.

Как в литературоведении называют обмен репликами героев драматического произведения?

диалог

13.

Как называется направление литературы второй половины XIX века, характеризующееся отражением жизненных закономерностей, взаимоотношений человека и среды, к которому принадлежит произведение А.Н.Островского «Гроза»?

реализм

14.

Укажите название авангардистского течения в поэзии XIX века, оказавшее влияние на творчество С.Есенина

имажинизм

15.

Назовите модернистское поэтическое течение начала XX века, одним из представителей которого являлась А.А.Ахматова

акмеизм

16.

Назовите модернистское поэтическое течение начала XX века, одним из ярких представителей которого являлся В.В.Маяковский

футуризм

17.

С каким течением русского авангарда начала XX века связано раннее творчество В.В.Маяковского?

футуризм

18.

Назовите художественный метод Н.В.Гоголя, следуя которому писатель объективно, исторически достоверно изображает типичные характеры в типичных обстоятельствах

реализм

19.

Назовите термин, которым в литературоведении называют художественное преувеличение

гипербола

20.

Как называется в литературоведении художественный приём, основанный на повторении гласных звуков?

ассонанс

21.

Как называется в литературоведении поэтический приём, основанный на повторении согласных звуков?

аллитерация

22.

Как называется стилистическая фигура, основанная на изменении прямого порядка слов в предложении?

инверсия

23.

Как в литературоведении называют тип героя, имеющего невысокое социальное положение, к которому принадлежит Акакий Акакиевич?

маленький человек

24.

Как называется способ авторской оценки изображаемого, в котором выражается скрытая насмешка?

ирония

25.

Укажите термин, которым в литературоведении называют изображение внешности героя

портрет

26

Какой прием позволяет автору нарисовать природу как живое существо?

олицетворение

27.

Как называются слова «чело», «лик»?

старославянизмы (устаревшие)

28.

Как называется в драматическом произведении текст речь действующего лица?

реплика

29.

Укажите средство психологизма, представляющее собой монолог, который герой произносит «про себя»

внутренний

30.

Как называется тип вопроса, не требующего ответа и нередко являющегося скрытым утверждением?

риторический

31

Назовите термин, которым называют художественное определение

эпитет

32.

Каким термином обозначается образное определение?

эпитет

33.

Как в литературе называется композиционный приём, основанный на изображении картин природы?

пейзаж

34.

Как называется художественный приём, основанный на уподоблении сходных явлений (предметов, признаков)?

сравнение

35

Как называется сопоставление двух явлений или предметов с целью пояснения одного с помощью другого?

сравнение

36

Как называется жанр лирики, представляющий собой обращение к близкому человеку и раскрывающий, как правило, личные (не социальные) проблемы. Данный жанр содержит обычно призыв, просьбу, пожелание

послание

37

Назовите тип композиции, характеризующийся финальным возвращением к исходной мысли, образу

кольцевая

38

Укажите название элемента композиции, являющегося описанием части реальной обстановки, в которой разворачиваются действия

экспозиция

39

Укажите термин, обозначающий повтор слова или группы слов в начале смежных строк

анафора

40

Как называется выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-то признаку?

метафора

41.

Как называется стилистическая фигура, представляющая собой вопрос, не требующий ответа, а лишь усиливающий эмоциональность и выразительность высказывания?

риторический вопрос

42

Как называется построение художественного произведения, организация системы образов?

композиция

43

Как называется в литературоведении совокупность событий, изображённых в художественном произведении?

сюжет

1.

Назовите категорию поэтики литературного произведения, которая, наряду с пространством, являясь одной из форм бытия и мышления, позволяет дать всестороннюю характеристику жизни героев

художественное время

2.

Как называется художественная категория, создающая эффект «сопряжения» прошлого и настоящего?

художественное время

3

Каким термином принято называть высказывание, содержащее скрытый смысл?

иносказание

4.

Как называются в определённом порядке повторяющиеся строки (Идут белые снеги…Идут белые снеги… Идут белые снеги)

рефрен

5.

Как называется приём, состоящий в замене слова описательным оборотом?

Перифраз

6.

Как называется четырнадцатистишной строфы с особой системой рифмовки?

Онегинская

7.

Как называется фигура, предназначенная не столько для обозначения адресата речи, сколько для выражения отношения к тому, о чём говорится в тексте, выражения оттенков настроения и эмоционального состояния?

риторическое обращение

8.

Как называется идейно-эмоциональная настроенность произведения?

пафос

9.

Каким термином принято обозначать в литературоведении максимально ослабленное повествовательное начало лирики А.А.Фета, когда преобладающие в тексте существительные называют яркие зрительные и слуховые впечатления героя?

«безглагольность»

10

Укажите название стилистического явления, свойственного художественной манере А.А.Фета и характеризующегося подходом к изображению чувства передачей его в цвето-световом выражении, воспроизведением «впечатления» от предмета

импрессионализм

11.

Как называется главная мысль произведения, являющаяся философским и социальным обобщением и представляющая отношение к предмету изображения?

идея

12.

Каким термином принято определять центральный предмет изображения и лирического переживания?

тема

13.

История любви Павла Петровича и княгини Р. представляет собой самостоятельный по теме и сюжету рассказ, включённый в роман «отцы и дети». Как называется такой элемент композиции произведения?

вставной эпизод (вставная новелла)

14.

Каким термином принято обозначать многозначный иносказательный образ, основанный на общности предметов?

символ

15

Каким термином обозначается цепь однородных членов предложения с постепенным нарастанием их смысловой значимости?

градация

16.

Укажите разновидность тонического стиха, основанного на урегулированном числе ударных слогов при произвольном чередовании безударных

акцентный стих

17.

Как называется словесная живопись, при которой поэт использует гамму ярких оттенков?

цветопись

18.

Каково авторское определение жанра поэмы «Облако в штанах»?

тетраптих

19.

Укажите тип рифмы: «времени-ремни»

неравносложная

20

К какой ветви русской поэзии второй половины XX века относится творчество В.С.Высоцкого?

авторская песня

21.

Каким термином обозначается в литературоведении пародийное переложение известного стихотворения?

перепев

Читать по теме
Интересные статьи